logo
logo
logo logo
новости сайта
статьи
workshop
опросы

счетчик сайта free hit counter

статьи

Железо для домашней студии

Выбор комплекта аппаратного оборудования для бюджетных студий звукозаписи, по сравнению с подбором программного обеспечения, - задача несколько более трудоемкая. Нетрудно догадаться, почему: к сожалению, у «железных» синтезаторов или звуковых плат не бывает демонстрационных версий, да и цены, как правило, посолиднее... Да и к тому же среднестатистическому пользователю достаточно редко выпадает возможность протестировать тот или иной прибор «по полной программе» для принятия решения о целесообразности его приобретения. Новый цикл статей будет посвящён различным семействам недорогих приборов для домашних студий и общим принципам формирования аппаратной составляющей звукозаписывающего тракта.

HARD & SOFT: 2 ТЕЗИСА

Уважаемые господа! Довожу до вашего сведения, что в области музыкально-компьютерных технологий прогресс достиг невиданных высот. На сегодняшний день в каждый ПК встраивается звуковая плата с качеством звучания на уровне CD. Вместе с операционной системой устанавливается GM(General Midi)-совместимый MIDI-инструмент марки «программный синтезатор звуковой платы». Микрофонный вход помечен оранжевым цветом, линейный вход (надо же куда-то гитару воткнуть!) - голубым. Колонки включаются в зелёное гнездо.
Купив на ближайшем рынке караоке-микрофон и пару CD с последними программными синтезаторами от Korg & Novation, плагинами от ТС Electronics & Waves и секвенсерами от Steinberg & Cakewalk, можно приступать к записи. Правда, есть подозрение, что результат записи окажется абсолютно неудобоваримым, несмотря на использование профессиональных программных продуктов от ведущих производителей мира. Современные виртуальные технологии просто потрясают воображение, однако вести разговор о создании исключительно на их основе даже самой что ни на есть малобюджетной студии звукозаписи, увы, нельзя. Почему? На это есть две основные причины.
Первая: каким бы совершенным математическим аппаратом не обладал цифровой процессор обработки, он никогда не сможет на все сто процентов компенсировать изъяны изначально некачественного сигнала. Проще говоря, если на входе из спектра пропали частоты выше 15 кГц, сколько ни задирай их после эквалайзером, сколько не восстанавливай эксайтером гармоники, по большому счету - толку от этого никакого не будет.
Вторая: безусловно, заниматься записью или сведением музыкального материала, глядя на анализатор спектра, никто не запрещает. Однако даже знание того, что человек 80% информации воспринимает визуально, тут не поможет - контролировать звук, а в особенности музыку, можно только с помощью собственных ушей. Попытка вслепую «причесать» сигнал с помощью даже самых распрекрасных процессоров обработки так же, чаще всего, обречена на провал. Вывод: заниматься звукозаписью без качественных средств аудиоконтроля -пустая трата времени.
* Аналого-цифровой/цифро-аналоговый преобразователь, он же конвертер (англ. ADC/DAC, Analog-to-Digital/Digital-to-Analog Converter).

ГЛАВНОЕ - I: ТУДА И ОБРАТНО

Таким образом, для более-менее приемлемой студийной работы, помимо персонального компьютера, источника бесперебойного питания и удобного кресла, нам потребуются, как минимум, две группы «железок»: АЦ/ЦА* преобразователи и мониторная секция. О мониторах - чуть позже, сначала поговорим об АЦП/ЦАП. Приобрести отдельный преобразователь, конечно, можно, но всё-таки гораздо чаще он встраивается в прибор, который называется аудиоинтерфейсом (если изготовлен в отдельном корпусе) или звуковой платой (если устанавливается внутрь ПК).
Аналого-цифровой преобразователь занимается (вы будете смеяться!) преобразованием звукового сигнала (то есть тока переменного напряжения) в набор целых чисел, цифро-аналоговый - наоборот, должен превратить цифровую последовательность в звуковой сигнал. Попытка изложить все нюансы АЦ/ЦА преобразования в рамках статьи заранее обречена на неудачу, поэтому задержусь только на одном моменте: в идеале, качество обоих преобразователей должно быть одинаковым. Однако так бывает далеко не всегда. Например, иногда диаметрально противоположные оценки качества звучания аудиоплат Creative обусловлены именно тем, что класс установленного на них ЦАП существенно выше класса АЦП. То есть прослушивание CD, работа с готовыми звуковыми файлами и виртуальными синтезаторами происходит на более-менее приемлемом уровне. А вот запись «живых» источников сигнала не выдерживает никакой критики.
Следует отметить, что аудиоинтерфейс, в зависимости от цены и производителя, может брать на себя самые разнообразные функции: маршрутизацию, микширование, предусиление, синтез, обработку и т.д. На нём могут быть установлены MIDI-интерфейс, сэмплерная память, разъёмы для подключения дополнительного оборудования, различное количество входов и выходов (аналоговых и/или цифровых). Наличие цифровых входов и выходов, кстати, предполагает использование внешних АЦ/ЦА преобразователей в обход встроенных. В интернете до сих пор встречаются публикации на тему «Если SB Live! скоммутировать по цифре с нормальным конвертером, всё будет здорово». Сей восторг смогу разделить только в том случае, если авторы объяснят, сколько стоит «нормальный конвертер» и вообще - зачем тут понадобился SB Live? Некоторые производители уже на встроенные звуковые карты материнских плат S/PDIF-разъёмы устанавливают...
Так что все-таки главная деталь аудиоинтерфейса - это АЦ/ЦА преобразователь. Именно он отвечает за качество записи и воспроизведения, именно он является первым по значимости ценообразующим фактором. Попадаются иногда в каталогах оборудования платы-близнецы: вроде бы совпадает всё - разрядность, частота семплирования, количество входов и выходов, соотношение сигнал/шум, другие параметры... Только вот цена у одной карточки 250 $, а у другой -1250 $. И разница в звучании - как небо от земли, как французский ресторан от общепитовской столовой. А причина - да вот она, всего-то пара микросхем посреди платы!

ГЛАВНОЕ - II: КОНТРОЛЬ

Теперь - о мониторной секции. Заниматься звукозаписью, используя некачественную контрольную акустику, можно. Приблизительно с таким же успехом можно заниматься компьютерной графикой на черно-зелёном экране с разрешением 256x256 точек. Вероятность того, что окончательный результат будет более-менее приемлемым, вовсе не равна нулю. Однако через какие мучения при этом придётся пройти звукорежиссёру - ведает только Аллах**. В общем, как-нибудь выкрутиться можно, но лучше не стоит. В идеале в студии должны быть четыре контрольные пары: ближнего поля, дальнего поля, недорогой музыкальный центр и головные телефоны (они же наушники). Принимая во внимание скромность бюджета и маленькую площадь типовой домашней студии, от мониторов дальнего поля следует отказаться. Что же касается всего остального...
Мониторы ближнего поля - номер один в списке. Это могут быть специализированные активные студийные акустические системы или высококлассные бытовые АС.

** Для параноиков из атеистического общества: это цитата из песни группы АЛИСА «Всё это Rock'n'roll»

Пусть читателя не смущает слово «бытовые» - имеются в виду отнюдь не S-90 и не АС-35. Если говорить о цене, студийные мониторы аналогичной мощности обойдутся дешевле раза в полтора. Однако, если волею судеб в квартире уже прописались пара колонок Epos M5 и усилитель NAD C352, не стоит их выбрасывать и бежать в магазин за мониторами Behringer Truth. Для домашней студии подобный комплект вполне подойдёт. Главное здесь - разборчивость микса и аккуратная передача деталей, а к окрашиванию звучания вполне можно приспособиться.
Музыкальный центр - это для проверки полученного результата на совместимость с наиболее распространенными источниками звука на территории РФ. Пузатой мыльницы с CD, FM и кассетным магнитофоном более чем достаточно. Для удобства работы приветствуется наличие линейного (AUX) входа. Основной критерий при выборе - массовость и «среднестатистичность».
Головные телефоны -достаточно качественные, и лучше не одни. Для вокалиста предпочтительнее закрытая конструкция, для звукорежиссёра - открытая.
Здесь, кстати, стоит вспомнить ещё вот о чём. Прослушивать материал одновременно на всех контрольных парах никто, понятное дело, не собирается. Однако лучше сразу предусмотреть наличие достаточного количества точек «съёма» сигнала. Если выход на наушники есть на звуковой карте - прекрасно, ну а если нет? Хорошо, если мониторы пассивные - обычно на усилителях выход на головные телефоны есть. Ну а если нет? Некуда подключить музыкальный центр - что же, можно сбросить фонограмму на CD, послушать, внести изменения, снова сбросить, снова послушать. Всё-таки не очень удобно, правда? Разрубить этот узел одним махом можно только с приобретением мониторного сплиттера, а лучше - микшерного пульта. Но об этом - чуть позже.
Итак, что у нас есть на данный момент? Персональный компьютер, звуковая карта приличного уровня и мониторы. Много это или мало? Смотря для чего. Если планируется работа исключительно с виртуальными синтезаторами, лупами и прочими готовыми аудиофрагментами, если автор предпочитает ограничить свои интересы только написанием инструментальной музыки и рисовать ноты в секвенсоре мышью - приведённой конфигурации вполне достаточно.

Я ТРЕБУЮ ПРОДОЛЖЕНИЯ БАНКЕТА

Но подозреваю, что большинству владельцев домашних студий таких ограниченных возможностей будет явно недостаточно. Всё-таки запись вокала, гитары и других живых инструментов требуется не так уж редко. Да и рисование мышкой в окне Piano Roll - пренеприятнейшее занятие. Посмотрим же, какие приборы могут понадобиться для решения обозначенных выше задач.
Во-первых, это микрофон. Как и в случае с наушниками, лучше не один. Можно долго разбираться, чем кардиоидный микрофон отличается от гиперкардиоидного, вокальный от инструментального, динамический от конденсаторного, студийный от концертного, а дорогой от дешевого. Но это можно сделать и позже. Прежде всего, следует вспомнить о том, что микрофонов на все случаи жизни не бывает. В принципе не бывает. Если в студии планируется только запись вокала - ещё можно попытаться обойтись одним микрофоном (естественно, вокальным). Но не стоит даже пробовать записать с его помощью флейту, скрипку или аккордеон.
Во-вторых, нам потребуется предусилитель. Для микрофона - микрофонный, для инструмента - инструментальный, удобнее всего комбинированный, двухканальный. Встречаются звуковые карты, в которые уже встроены предусилители - это достаточно удобно с точки зрения бюджета. Однако их качество, и особенно в недорогих аудиоинтерфейсах, редко бывает впечатляющим. Что до отдельных предусилителей, среди них попадаются модели со встроенной обработкой (например эквалайзером и/или компрессором) или цифровым выходом (а это, как будет показано далее, уже повод сэкономить на звуковой карте!).

Следующим пунктом у нас идёт MlDl-клавиатура. Или всё-таки клавишный синтезатор? Среди моих знакомых есть сторонники как одной, так и другой точки зрения. В пользу MDI-клавиатуры, прежде всего, говорит её невысокая цена. В пользу синтезатора - возможность работать отдельно от компьютера и наличие собственного набора звуков. По поводу последнего - в старинных книгах вы найдёте красивую легенду о ПК, который никогда не виснет и никогда не тормозит. Тем не менее, отдав должное красоте этой сказки, стоит аккуратно поставить её на полку рядом с философским камнем и вечным двигателем первого/второго рода.
Безусловно, вероятность возникновения проблем из-за недостаточного быстродействия и стабильность работы во многом зависят от сложности записываемого проекта. Но, как это ни удивительно, владельца виртуальной студии, который с такими проблемами вообще никогда не сталкивался, я до сих пор ещё ни разу не встречал. Наличие «железного» синтезатора здесь может оказаться весьма серьёзным подспорьем. Да, кстати - для того чтобы подключить MIDI-клавиатуру или синтезатор к ПК, может понадобиться ещё кое-какое оборудование. Опять-таки, всё зависит от конструкции аудиоинтерфейса, MIDI-клавиатуры и самого компьютера. У звуковой карты есть MIDI-ин-терфейс? Прекрасно, но ведь его может и не быть! Сейчас модно подключаться по USB -только кто сказал, что он обязательно будет присутствовать на синтезаторе или MIDI-клавиатуре? В очередной раз мы с вами наталкиваемся на один из главных аспектов формирования аппаратной конфигурации студии: о совместимости приборов между собой, об их коммутации следует думать до приобретения, а никак не после. «Соломоново решение» для всех проблем такого рода - покупка отдельного MIDI-интерфейса. Но об этом - чуть позже.
Так что же мы получили, пройдя через второй этап оснащения студии? Теперь мы можем, набросав из лупов трек ударных, записать по очереди басиста, гитариста и клавишника, затем наложить вокал и обработать все это должным образом. Согласитесь, по сравнению с предыдущей стадией наблюдается явный прогресс! В принципе, очень многие владельцы персональных студий останавливаются именно на такой конфигурации, и в этом есть своя логика.

ЕСТЬ ДОМАШНЕЙ СТУДИИ НАЧАЛО,
НЕТ ДОМАШНЕЙ СТУДИИ KOHЦA!

Для чего может понадобиться дальнейшее расширение аппаратной конфигурации? Во-первых, для создания условий, при которых можно было бы производить многоканальную запись. Во-вторых, для оснащения студии «стыковочными узлами» для подключения разнообразного оборудования. В-третьих, для дальнейшей разгрузки центрального процессора ПК.
Итак, во время очередной записи попался басист-зануда, под метроном играть отказывается, хоть ты лопни. Да ещё и без ритм-гитариста «встрять» в определённом месте песни у него не получается. И вообще - накладывать одну партию на другую - процесс достаточно муторный. А уж как ругается драммер на забитую в секвенсере партию ударных - даже говорить не хочется! Выходов два. Первый - послать всех. Второй - правильный.
Для начала вернёмся к нашей звуковой карте и посмотрим - сколько у неё аналоговых входов. Допустим, их 4 -что же, значит, потенциально мы можем одновременно записать четырёх музыкантов. Например, двух гитаристов, басиста и вокалиста. Клавишник не в счёт - этого балбеса можно и по MIDI подключить -это, так сказать, будет «пятый канал». В чём проблема? Ну, во-первых, предусилитель у нас только один, что не очень хорошо. Во-вторых, наушников на всех у нас тоже явно не хватает, и это не добавляет оптимизма. Что делать? Для начала нам понадобится мониторный сплиттер, он же распределитель на наушники. Количество каналов - по числу принимающих участие в записи музыкантов плюс один для себя, любимого. Ну и соответствующее количество головных телефонов, без этого никак. Cамый приемлемый с финансовой точки зрения вариант для домашней студии - попросить музыкантов приходить со своими «ушами», у нас, в конце концов, не EMI Records.
Записывать две гитары и бас в домашней студии микрофонами с комбиков лично я категорически не советую. Вас убьют два раза - сначала соседи, потом сами музыканты. Тем более что потребуется ещё 3 микрофона -нет уж, увольте! Однако даже при записи в линию без предусилителей не обойтись. Да и сам процесс коммутации может превратиться в настоящую пытку, особенно если все разъёмы находятся непосредственно на звуковой плате.
Вот теперь стоит вспомнить о таком замечательном приборе, как микшерный пульт. Обратите внимание - нас сразу же интересует пульт с вполне конкретными характеристиками. Во-первых, потребуется не менее восьми входных каналов: вокал, бас, две гитары, клавиши (стерео) плюс возврат с компьютера (стерео). Во-вторых, необходимо иметь, как минимум, шесть шин: 4 - на запись инструментов и 2 - на мониторинг. Остальные характеристики (наличие DSP, количество полос на эквалайзере, дизайн и т.п.) - на ваш вкус. Осталось только правильно всё это скоммутировать (раз плюнуть, ага?) и - можно приступать. Все партии будут записываться одновременно, причём каждая - в свой трек.
«Так что же, микрофонный преамп теперь можно выбрасывать?» - слышу я чей-то возмущённый глас. Пардон, совсем забыл. Увы, о качестве предусилителей недорогих микшерных пультов можно сказать приблизительно то же самое, что и о встроенных преампах звуковых плат. Поэтому лучше отдельный предусилитель подключить к звуковой карте напрямую. На микшерном пульте при этом освободится один канал и одна шина.
«А если изначально на звуковой плате не 4 входа, а 2?» -ещё один вопрос из зрительного зала. Что же, если на ней только два аналоговых входа, её действительно придётся поменять. Однако, если на ней, к примеру, 2 аналоговых и 2 цифровых входа (весьма распространенная конфигурация для недорогих плат) - это коренным образом меняет дело. Если изначально был приобретён двухканальный предусилитель с цифровым выходом, можно производить описанную выше сессию записи без каких бы то ни было проблем. При этом на микшерном пульте освободятся уже 2 канала и 2 шины. Обратите внимание, вот вам и ещё один общий принцип формирования аппаратной конфигурации студии: при выборе оборудования следует помнить о возможном расширении круга решаемых задач. Это позволит сэкономить в будущем немалые средства.
Можно пойти и по другому пути. Немного поменяем исходные условия задачи -уберём одного из двух гитаристов и введём в игру до сих пор сидящего без дела барабанщика (запись барабанов, кстати, вообще чуть ли не самое слабое место домашних студий). И предположим, что на звуковой плате всё-таки нет цифровых входов, а есть только два аналоговых. Можем ли мы осуществить одновременную запись всего проекта? Да, если вспомним о старых добрых MIDI-технологиях. Вокал и гитара, как и ранее, записываются через имеющиеся в наличии аналоговые каналы. Пока в нашей студии присутствовал только один MIDI-инструмент: синтезатор (или MDI-клавиатура). Для того чтобы бас-гитара стала MIDI-совместимой, басисгу потребуются датчик и процессор. А чтобы MIDI-совместимыми стали ударные, необходимо приобрести драм-модуль и набор триггеров/пэдов. Обратите внимание -речь идёт уже о достаточно дорогостоящем оборудовании. Но и задача, которую мы здесь решаем, является достаточно взрослой даже по меркам профессиональных студий. К имеющемуся комплекту оборудования приобретается MIDI-интерфейс - например, на 4 входа и 4 выхода. Один вход используем на клавишные, один - на ударные, один - на бас-гитару, один -на будущее. В секвенсерной программе создаются три MIDI-дорожки с соответствующими виртуальными инструментами и две аудиодорожки для записи вокала и гитары. И снова все партии прописываются за один проход, каждая - в свой трек. Обратите внимание на то, что в этом варианте конфигурации микшерный пульт высвобождается полностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дальнейшие варианты развития студии на базе данного комплекта (напомню: ПК, аудиоинтерфейс, мониторная секция, микрофоны, 2-канальный предусилитель, MIDI-клавиатура, распределитель на наушники, микшерный пульт, MIDI-интерфейс) могут быть самыми разнообразными. Можно, например, добавить один или несколько процессоров обработки, тем самым сняв существенную часть нагрузки с центрального процессора. Можно докупить ещё один MIDI-модуль или MIDI-синтезатор для расширения звукового парка. Можно приобрести всё что угодно, главное - знать, для чего. Чётко представлять себе перспективы развития студии, характер стоящих перед ней практических задач и свободно ориентироваться в вопросах совместимости и функциональной взаимозаменяемости приборов. А во всём остальном (если, конечно, не считать микрофонных и клавишных стоек) ничего сложного нет. Ну, или почти нет!

По материалам "MusicBOX"
Александр ЧЕРВЯКОВ

active zone group
дизайн и администрирование '3+2 design'
3+2 designnarod.ruguestbook.rugolosa.net
Используются технологии uCoz