logo
logo
logo logo
новости сайта
статьи
workshop
опросы

счетчик сайта free hit counter

статьи

Неслучайная статья про акустику

Об акустике написано очень много, и пишется постоянно на том основании, что меняется характер записей и материал, а с ними меняются представления о хорошем звуке. Перемолото, кажется, всё помногу раз. Для затравки одно наблюдение по поводу причины и следствия в аудио. Причина – материал и электроника, которые надо озвучить дома. Следствие – акустика, их озвучивающая. Критерий и эталон - живой концерт. Но в каждом деле существует и обратная зависимость - от следствия к причине. Попробую высказать дискуссионную гипотезу, способную, однако, оживить «перемолотую» тему выбора и оценки акустики.

В разные эпохи звучание живых концертов выстраивалось под существующий аудиостандарт и ожидания слушателей. Если брать чисто акустические, неподзвученные выступления, то и в них в разные эпохи звучание инструментов и голосов было различным. Я не могу судить об эре граммофонов, но характерно, что никаких гитарных риффов (электроники!) тогда не существовало. Да и, скажем, постановка классических опер на сцене театра тогда и теперь вовсе не равнозначна. Ещё характерно, что нынешние рок-концерты специально выставляются режиссёрами «под цифру», да и акустические почему-то часто оставляют такое же впечатление. Всё стало очень резким, агрессивным, лишённым скрытого волшебства. Даже звук винила на современных аппаратах.

Теперь ближе к теме. Выбирать колонки сегодня проще, чем вчера. Все колонки отрабатывают слышимый диапазон частот с незначительными (по данным приборов!) искажениями - то есть приемлемо для всякого уха, информативно на любом материале. Предпочтения могут быть связаны только с конкретным трактом воспроизведения или вкусом слушателя.

На эти аспекты работают следующие важнейшие факторы:
  • Собственный встроенный или «чужой» внешний усилитель мощности для пассивной акустической системы. Пассивная колонка - стандарт «домашней» индустрии, но чувствительна к мелочам и, как правило, не прощает ошибок подключения и наладки всей системы - особенно многоканального аудио. На практике в домах сплошь и рядом колонки не отрабатывают своего качества. Грамотно выполненные активные колонки сильны согласованием со своим встроенным усилителем и известной экономией средств при фантастическом качестве воспроизведения. Выбор компонентов в такой системе резко ограничен. Например, в проигрывателе DVD (или в блоке процессора «окружения») для регулировки активной акустики обязательно должен присутствовать общий уровень громкости.
  • Качество деталей. Комбинации разных типов динамиков и их корпусных оформлений, сложные электрические фильтры, многослойные корпуса, драгметаллы, толстый проводник, большая масса - всё это хорошо для колонки. У такой колонки высокий КПД - она легко «раскачивается» усилителем, одинаково разборчива на малой и большой громко-сти> не перегружается при сложной нагрузке.
  • Вкус. Высокие спецификации для паспорта можно получить, просто собрав колонку из готовых модулей. Этот тип колонки называется DIY (сделай сам), а модули «китами» (kit - комплект) или OEM (штамповка). Практически в мире существуют 5 главных изготовителей критических элементов колонки - динамиков. Однако одни и те же элементы в сборе могут играть «надёжно», но безлико (так сказать, нейтрально), а могут - волнующе, как шедевр искусства. Или навязчиво? Поскольку никто из нас точно не знает, КАК именно должна звучать на колонке та или иная запись, то придётся доверять ощущению «фирменности» изделия в целом и тому самому представлению о живом звуке, о котором шла речь в начале статьи.

    В оценке акустики можно отталкиваться и от методики, предлагаемой самой индустрией и торговлей, поскольку им так удобнее. Считается, что фазоинверторные (открытые) колонки лучше отрабатывают микродинамику, полностью закрытые корпуса - строже и чётче, 25-дюймовые (и больше!) басовики реально озвучивают 40 Гц, рупора составляют «лампово-виниловый» хай-энд, ленточные и плоские диффузоры быстры и чисты в передаче сигнала, скошенные корпуса и совмещённые концентрические динамики равномерны по времени прихода разных частот к слушателю. Одни фирмы заявляют об избавлении от паразитных отражённых звуковых волн, другие - о «безшовном» согласовании разделительных фильтров в своих комплектах акустики для домашнего театра. И то и другое есть полуправда. Колонки домашнего театра можно перенастраивать до бесконечности в поиске идеала. Можно двигать мебель, чтобы избавиться от призвуков в комнате. Можно перебирать отсекающие частоты в настройке, предусмотренной вашим активным сабвуфером и вашим AV-ресивером. Чтобы облегчить себе жизнь, многие ринулись покупать «театры в коробке» или 5.1-комплекты на базе ПК. Это примерно то же, что отказать себе в бутерброде с икрой, боясь запачкать костюм. Не выход и покупка очевидно «спекулятивной», а не «честной» акустики для системы. Такие колонки могут внешне «рядиться» под хай-энд или под «театр в коробке», обещая вам красивую и лёгкую жизнь с ними. Изнутри же такие колонки убоги и бедны (тонкий провод, двухэлементный кроссовер, плохое секционирование и демпфирование, динамики малого хода на примитивном подвесе). Они не могут подменить одного - своей бирки с разоблачительным именем изготовителя.

    ОПРЕДЕЛЁННАЯ ПОЗИЦИЯ

    Характерно, что сегодня ярые поборники пресловутых «законов физики, которые нельзя обмануть» окунулись в бред, способный привести читателя к сердечным таблеткам. Чтобы отрезвить тех и других, написан следующий раздел, который при желании дорогой читатель может опустить, хотя автору он представляется верным.

    Аналоговый звук это капля воды, стекающая по стеклу, - она касается слушателя довольно широким и пологим фронтом сигнала, обладает плотностью и однородностью; вместе с тем, это быстротекущая форма, реагирующая на условия и окутывающая вас. Цифровой звук всегда был и останется частоколом-изгородью. Он жёсткий и в известной степени ломкий, поскольку неизбежно пористый по структуре материала. Он встречает ухо слушателя в штыки (что вовсе не обязательно плохо, а напротив - волнует) и быстро берёт в плен. Он окружает вас образами и «звуковыми событиями» без всякой логики и последовательности, предоставляя вашей психике расставлять всё по местам и подводить базу. Войдя во вкус, вы теряете интерес к аналогу, где всё всегда уже «разложено».

    В разнице характеров коренятся и разные требования к акустическим системам, используемым вами. Что бы вы ни применили в отношении аналогового носителя, программы, источника и электрического тракта-аналог откликнется с благодарностью и «обтечёт» любую конфигурацию фильтров, схему, форму корпуса и тип динамиков. С наиболее консервативной акустикой (рупор или закрытый деревянный корпус на широкополосном динамике из бумаги и с акустическим подвесом) аналог будет несказанно комфортен. Вы сразу причислите эту акустику к «концертному хай-энду», выражая крайнюю степень аналогового восторга (когда у вас всё предельно «разложено»). На самой «смелой» и своенравной акустике - планарах, типа NXT - такой тракт и материал прозвучат с «новой информационной составляющей», что неимоверно приблизит их к DVD-audio, SACD. Всё, что в промежутке, будет воспринято как комбинация этих крайностей. Что касается самих означенных новых, модных форматов, то их специфика - неприлично громкое, крикливое воспроизведение громких звуков и тихое, еле различимое воспроизведение тихих. Именно это свойство заставляет инженеров ставить всевозможные «буфера», антиджиттер и прочее (что выходит за рамки нынешней темы). По этой причине они НЕ МОГУТ сделать шаг навстречу аналогу. Им нужна своя акустика, которая либо нивелирует, задрапирует это свойство, либо акцентирует его и буквально заставит вас принять «новую реальность».

    ВАШИ ПРИОРИТЕТЫ

    Цифра эффектнее звучит на планарах (плоских излучателях) и вообще везде, где электрические фильтры «резки», то есть наблюдается перепад между высокими, средними и инфранизкими частотами. Мид-бас (частоты вокруг 500 Гц) - враг многих цифровых записей и плохо реализован на AV-ресиверах. В кар-аудио и некоторых мид-файных домашних театрах именно мид-бас портит впечатление и не даёт вам вжиться в образ. Целый ряд «новых» акустических брендов цифровой эры так и не нашли приемлемой окраски звука для своих СЧ-динамиков. Стоит ближе поднести к ним ухо, чтобы убедиться в этом. Ничто не марает музыку больше, чем СЧ-динамик с паразитной настройкой по 1 кГц. Ваше ухо сможет выбрать. График, наблюдаемый в любой студии во время работы оператора с муз-материалом ужасно неравномерен, ступенчат, импульсивен и некрасив. Он противоречит «линейным» измерениям, которыми потчуют изготовители и тестировщики акустики. На деле перепады в графике столь же оправданы, как и в конструкции колонок для цифровой музыки. Даже поверхность планаров имеет физическую кривизну. Пытаясь реализовать выпуклую волну, необходимую для нормального, сбалансированного баса, планары используют большую поверхность. Но бас рождается тут неохотно - как не размножается в неволе орёл. В выигрыше колонка, где принцип неравномерности лучше выражен в физических формах. Это прежде всего бескорпусная акустика с динамиками, подвешенными на каркасах. Затем идут гибриды из 40-дюймовых открытых вуферов, ленточных (планарных) пищалок, а уж СЧ-динамик здесь проявляет буйство конфигураций - щелевое, «пулевидное», рупорное оформление рассекателя. Скошенные или ступенчатые формы передней панели, вынесение твитеров (пищалок) в «башенку» и прочие изощрения конструкторов - это не что иное, как интуитивное признание неравномерного характера самой музыки и исключительно трудного «характера» цифры.

    Нельзя не упомянуть о настоящей цифровой акустике, где разделение, крутизна обреза частот и зачастую усиление выполняются цифровыми схемами. Наверное, если бы конструкторы могли, они и динамики выполнили бы в виде цифрового кода, а не традиционно. Эти колонки очень капризны в настройке тракта, баснословно дороги, но они наилучшие в оживлении музыки, заключённой в цифровой носитель. Вот когда понимаешь, что цифровое аудио это действительно прогресс после аналога, винила и лампы.

    ПРОСТЫЕ ВЕЩИ

    Оценка акустики на 70% дело субъективное, а в 30% можно положиться на собственные или экспертные измерения.
  • В системе «звучит» всё. Деревянный массив (лучше - мраморная плита) подставок, точечные опоры колонки (и точечные сочленения в стойке компонентов системы) оптимально сочетают стабильность с «певучестью».
  • Огромнейший размер басовика с бумажным или картонным диффузором воспроизводит ауру и разборчивость «традиционного живого» звучания.
  • Лучше отсекать бас (в том числе сабвуферный) на 100 Гц, ВЧ настраивать не выше 2,2 кГц - таковы критические частоты на большинстве записей.
  • Жила провода, отмеченная полосой, всегда подключается на красный (+) контакт.
  • Лучше, если активный сабвуфер для домашнего театра снабжён внешними «рёбрами» охлаждения.
  • Массивные разъёмы и жирный провод (диэлектрик и проводник) добавляют ёмкости и, следовательно, солидности в звук, но могут ухудшить отчётливость.
  • Из практики настройки ресивера Sony1080 и целого ряда vintage audio: 8-Омные (а также 16-Омные и 32-Омные!) колонки выигрывают от нагрузки на 4-Омный усилитель.
  • Допустимо и даже выигрышно строить театр на парных колонках разных моделей, брендов и эпох, включая пару полочных колонок вместо одного центрального спикера. Целый ряд современных мини-систем и «готовых решений» выигрывает от замены «штатных» колонок на другие.
  • Подобранная и настроенная акустика подчеркнёт комфорт винила, но на современной системе убедительнее отыграют другие источники и носители, включая МР3.
  • С современной акустикой можно обратить внимание на Q (добротность - чем меньше, тем лучше), но эти данные никогда не приводятся. Данные по чувствительности и мощности стандартны и невыразительны. Хорошо, если заметен на глаз ход бас-динамика на подвесе в пределах 1-2 см (чем больше, тем лучше), когда этот ход соотносится с уровнем громкости и когда он замирает на режиме «пауза» у проигрывателя. Это вульгарный, но верный подход.

    В принципе, в акустике не меняется практически ничего, кроме «новых революционных» материалов для их подвижных элементов. Материалы диктуют и новые (уменьшенные) формы деталей. Для этих изменений придумываются новые термины, но в принципе акустика остаётся произведением искусства. Можно анализировать технику мазка художника, но вся штука в том, что художник и сам не удосужился проанализировать и не подсказал вам, что именно нужно анализировать. Так не лучше ли просто слушать и видеть вашу акустику, упиваясь ею? Слепые тесты? Это химера по многим-многим аспектам. Главный из них тот, что вы (и никто!) не в состоянии отключить зримый образ колонки от слухового впечатления. Как только это происходит, рушится всё здание звука. Это равноценно затыканию одного уха во время оценки стерео или окружающего эффекта.

    По материалам "MusicBOX"

  • active zone group
    дизайн и администрирование '3+2 design'
    3+2 designnarod.ruguestbook.rugolosa.net
    Используются технологии uCoz